Развитие информационного общества

STIFT SCHLÄGT LAPTOP — карандаш победил ноутбук

Hämmern Studenten den Vorlesungsstoff in ihre Rechner, gelangt er noch lange nicht in den Kopf. Es scheint, als sind handschriftliche Notizen hilfreicher — vor allem bei bestimmten Aufgaben.

Die Hörsäle von Universitäten gleichen heute oft kleinen Rechenzentren. Viele Studenten schreiben bei Vorlesungen auf Laptops mit — zumindest wenn sie nicht gerade bei Facebook sind oder sich sonst wie ablenken.

Doch auch wenn die Zuhörer konzentriert bei der Sache sind und die Ausführungen des Dozenten mitschreiben, zahlen sie wohl einen Preis dafür: Sie verarbeiten die Inhalte weniger effektiv, als wenn sie mit der Hand mitschreiben würden. Das berichten die Psychologen Pam Mueller von der Universität Princeton und Daniel Oppenheimer von der Universität von Kalifornien in Los Angeles im Fachmagazin Psychological Science (online).

Die Forscher ließen ihre Probanden Vorträge protokollieren — entweder auf dem Rechner oder mit Stift und Papier. Anschließend prüften sie die Teilnehmer mit unterschiedlich konzipierten Aufgaben. Wurde nur das reine Faktenwissen abgefragt, zeigten sich nur geringe Unterschiede. Bei Transferleistungen fiel die Laptop-Gruppe hingegen deutlich ab. Mit der Hand zu schreiben stimulieren wohl die kognitive Verarbeitung, so die Autoren.

Первоисточник: Süddeutsche Zeitung


Ранее исследователи концентрировались на феномене многозадачности, с которой сталкиваются студенты при использовании компьютеров на учебе. Однако новые исследования демонстрируют, что даже когда техника используется исключительно в учебных целях, она по-прежнему негативно сказывается на способностях к обработке информации.

Лекционные аудитории в университетах сегодня напоминают компьютерные центры. Многие студенты записывают лекции в свои ноутбуки — если они, конечно не сидят в это время на фейсбуке или не отвлекаются как-то еще. Но даже если аудитория концентрируется на предмете лекции и намерена записать слова преподавателя, приходится платить за пользование гаджетами: после лекции эти люди будут менее эффективно работать с содержанием конспекта, нежели те, кто писал все от руки.

Исследователи из Принстона и Калифорнийского Университета попросили испытуемых записывать различные доклады: одна группа делала это при помощи компьютера, вторая — по старинке. После ученые проверили испытуемых при помощи различных задач. Если в задачах требовалось только повторение произнесенных лектором фактов, результаты были почти одинаковы. Однако группа, пользующаяся ноутбуками, значительно хуже справилась с обработкой информации.

Авторы исследования убеждены, что написание текстов от руки стимулирует когнитивную работу мозга, поскольку запись лекций на ноутбук позволяет дословно фиксировать большие массивы текста, а при записи ручкой на бумаге человеку требуется попутно обрабатывать информацию, выкидывая лишнее и компилируя необходимое.

CC BY-SA 4.0 STIFT SCHLÄGT LAPTOP — карандаш победил ноутбук, опубликовано Вадим В. Костерин, лицензия — Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International.

1 thought on “STIFT SCHLÄGT LAPTOP — карандаш победил ноутбук

    • Author gravatar

      В принципе без эксперимента это логично было выстроить на своих ощущениях. Я например знал, что записывая материал и осмысляя его подстраивая в процессе написания под себе уже параллельно веду процесс запоминания данной информации и записи его на свой жесткий диск в черепной коробке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

И что тут получается? *

Яндекс.Метрика